7 февраля 2022 г.
Пьеса, написанная Людмилой Улицкой в конце эпохи СССР, остается интересной и актуальной и в наше время. Потому что рассказывается в ней о вечных ценностях – материнской любви, надежде на продолжение рода, понимании друг друга. Спектакль «Мой внук Вениамин» который год идет на сцене театра имени Пушкина.
Сюжет постановки на первый взгляд простой – мать хочет женить взрослого сына именно на той девушке, которую она ему подыскала. И все поначалу происходит по намеченному плану.
Но уже вначале за житейскими подробностями и даже веселым развитием событий проступает внутренний, глубокий пласт переживаний и воспоминаний. Эсфирь и ее сестра Елизавета чудом остались живы в войну, в Бобруйске погибла вся их еврейская семья, большинство соседей.
Поэтому подвигом кажется поездка женщины в родной город, который для нее навсегда связан с самыми горькими воспоминаниями. Но только там деятельная мать хочет найти невесту своему великовозрастному сыну Леве. Она хочет возродить почти уничтоженный род на том фундаменте, который для нее является единственной ценностью, на своих воспоминаниях.
Заслуга Людмилы Улицкой, режиссера Марфы Горвиц и великолепного актерского состава в том, что они смогли рассказать о печальной, даже трагической реальности, легко, с добродушной улыбкой, иронией. Поэтому не случайно многие называют постановку лирической комедией. О серьезном рассказано так, что хочется улыбнуться, даже иногда посмеяться.
Еврейская мама Эсфирь хочет только блага для сына, но решает так построить его жизнь, как сама считает нужным. Кажется, ничто ей не может помешать, перед такой энергией и напором устоять невозможно. Вот только властность, даже деспотизм Эсфири, не выглядит тиранией. Потому что главные черты ее характера, также, как и характера сестры Елизаветы – это желание любить и заботиться.
Когда не получается исполнить мечту, женщина все еще надеется на лучшее, эмоционально и искренне раскрывает свои переживания. Мастерство двух актрис, Лии Ахеджаковой и Надежды Ислентьевой в том, что они создали образы, которые выглядят реалистично, их любишь, им сопереживаешь. И уже не важно, что будет в финале действия, потому что наслаждаешься замечательной игрой, переменой во взглядах, умению принять жизнь с ее законами и правилами. И появляется главное впечатление: надежда, что исполнится мечта главной героини – у нее будет внук Вениамин, пусть и не родной по крови.
Пьеса смотрится не как театральное действие с участием знаменитых актеров, она вызывает сопереживание и светлые чувства. После спектакля хочется еще раз его увидеть, посоветовать знакомым посмотреть постановку – настолько сильную позитивную энергию получает зритель.
Особую роль в создании лирической душевной атмосферы играют декорации, материальные штрихи времени – скромная обстановка квартир сестер, военная форма советской поры, простенькая одежда и даже белье. Эти нюансы не просто так присутствуют на сцене, они часть общего замысла режиссера, целью является создание единого эмоционального, немного ностальгического, фона.
Стоит обратить внимание еще на одну деталь. Обе сестры – профессионалы в своем деле, состоявшиеся личности. Не случайно Эсфирь повторяет несколько раз, что шила наряды для Пугачевой и Гурченко, а акушерка Елизавета рассказывает о своей работе.
В спектакле не много действующих лиц: 3 женщины и мужчина. Актерский состав безупречен:
Одним из основных мотивов спектакля, организатором которого на сцене театра имени Пушкина является агентство «Арт-Партнер», становится способность меняться, принимать новые обстоятельства. Соня из нерешительной, подчиняющейся чужой воле, девушки становится человеком, имеющим свои взгляды.
Категоричность и властность Эсфири сменяется способностью к компромиссу, в финале она согласна принять, как внука, чужого ребенка, впустить в свой дом Витю. Верится, что и с выбором Льва женщина смирится, найдет общий язык с непокорным сыном и его новой семьей.